Музей К.А. Федина > Новости > Архив > Обсуждение анимационного фильма «Преступление и наказание» (Польша, 2002)

Обсуждение анимационного фильма «Преступление и наказание» (Польша, 2002)

В рамках Года кино 15 ноября в музее К.А. Федина состоялась киногостиная с учащимися 11 класса гимназии №1 (учитель Книгина Марианна Павловна).

11 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, одного из самых читаемых и издаваемых в мире русских писателей. Его произведения постоянно «переводятся» не только на языки разных стран и народов, но и на языки разных жанров, в том числе, анимации. Одним из самых талантливых «переводчиков» является польский режиссер Петр Думала.

Вниманию ребят был представлен фильм Петра Думалы «Преступление и наказание» по одноименному роману. Всемирно известный мультипликатор, лауреат престижных премий на различных фестивалях, он создал уникальную технику «выцарапывания» или «выскабливания» на гипсовых пластинах с преобладанием чёрного и коричневого цветов в стиле «нуар».

Ведущая рассказала ребятам, какие приемы использует автор, применяя технику «оживления» образов. Это очень тяжелый и кропотливый труд. Такая техника требует отшельнического, уединенного труда и занимает целые дни, месяцы и даже годы. Многие сравнивают его с монахом, кропотливо переписывающим старые священные книги. Для появления нескольких кадров фильма, длящихся несколько секунд, художнику требуется много часов беспрерывного «выцарапывания». В день рождается одна секунда фильма. На получасовое «Преступление и наказание» ушло четыре года. Такая филигранная техника позволяет придать рисунку мягкость, а каждое движение действующего лица оставляет как бы отпечаток на гипсовой поверхности, благодаря чему даже шевеление пальцем или бег часовой стрелки становятся необычайно плавными. Анимацию этого автора можно назвать немой. В драматургии фильма участвуют музыка и естественные звуки, диалоги отсутствуют.

После просмотра фильма гимназисты отметили в фильме тяжелую, давящую атмосферу, напряженную ауру необычайности и тайны. События не вытекают одно из другого, нарушены логика и плавное течение повествования. Зритель чувствует себя погруженным в сон, полный символов и недомолвок. Тягучий и болезненный процесс самопознания, занимающий у персонажей Достоевского основную часть повествования, Петр Думала сводит к минимуму, а то и вовсе исключает. В его кино нет плавного повествования, логику событий искать бесполезно. Зритель словно оказывается в символическом полусне.

Особое внимание ребята обратили на символические детали и попытались расшифровать особые смысловые нагрузки, которые они несут: упавшее яблоко, как символ грехопадения;  эффекты светотени, как символ героев-двойников; постоянно появляющиеся часы с одним и тем же временем, указывающие время преступления и загубленные оборвавшиеся жизни и многое другое.

Среди гимназистов были и те, которые собираются поступать на архитектурный факультет, поэтому могли глубоко рассказать об особенностях анимационных приемов и эстетику фильма.

В живой и непринужденной атмосфере обсуждения удалось буквально расшифровать многие скрытые детали и психологию главных действующих лиц в фильме талантливого режиссера, сценариста и художника Петра Думала.

 


Назад