Музей К.А. Федина > История одного экспоната. Автолитография Н.А. Павлова «Пушкин в книжной лавке А.Ф. Смирдина»

История одного экспоната. Автолитография Н.А. Павлова «Пушкин в книжной лавке А.Ф. Смирдина»

 

   Сегодня мы широко празднуем 222 день рождения великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина, но так было не всегда. Лишь к концу XIX в. пришло понимание значения его поэтического наследия. В революционные годы невозможно было говорить о поэте А.С. Пушкине  – представителе родовитого дворянства. Большевики отвергали привилегированные сословия,  а вместе с ними и все их наследие. Магистральная линия культурного строительства развивалась с лозунгом: «Сбросим Пушкина и Лермонтова с парохода современности». К середине 1930-х гг. ситуация в обществе изменилась, партия созидала новую империю, которая не могла возникнуть на пустом месте. Идеологи обратились к произведениям классиков, гениально отображающих народность русских характеров, а вместе с ними и положение угнетенного и униженного простого народа. Первым среди выдающихся писателей прошлого стал А.С. Пушкин.
       В конце 1935 года в СССР вышло постановление о предстоящем праздновании 100-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Подготовка к юбилейному году охватила всю страну. Одним из самых значительных мероприятий оказался пушкинский конкурс ленинградского отделения Союза советских художников. На суд жюри было направлено 208 работ различных видов изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура). Хотя было решено не присуждать никому первой премии, все же ряд работ удостоился высокой оценки. Вторые премии получили три художника, в их числе был и Н.А. Павлов, который представил литографию «Пушкин в книжной лавке Смирдина».
    Перед вами автолитография видного гравера и рисовальщика, профессора Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Николая Александровича Павлова (1899 – 1968). На малой родине художника,  в Саратове,  его знают в основном знатоки и искусствоведы. 
    Павлов учился в Боголюбовском рисовальном училище, потом в Государственных свободных художественных мастерских у П.С. Уткина, а в начале 1920-х гг. переехал в Петроград и поступил в Высший художественно-технический институт – бывшую Академию художеств.
      Его учителями были замечательные графики Д.И. Митрохин, В.М. Конашевич и  Е.С. Кругликова. Под руководством последней молодой Павлов приобщился к сложному искусству офорта и освоил разнообразные техники гравюр. 
Автолитография «Пушкин в книжной лавке Смирдина» была создана в 1936 г. Не смотря на то, что она выполнена двумя цветами, литография живописна по своей сути. Штрихи имитируют экспрессию мазка кисти художника.
Н.А. Павлов подчеркивает значимость каждого образа своей работы, последовательно расставляет акценты на фигурах А.С. Пушкина  и  А.Ф. Смирдина. Поэт выделен формой и цветом на первый план, но диалог с книготорговцем он ведет на равных. Безусловно, это авторское допущение, своего рода дань времени. Художник, выбирая сюжет для конкурсной работы о Пушкине, останавливается на А.Ф. Смирдине – петербургском книгопродавце и издателе  –  сыне торговца сукном, внуке владельца лавки в Китай-городе, в которой продавались лубочные картинки и дешевые книжки. 
Выходец из народа Смирдин оставил значительный след в истории русской словесности, в которой существовал, по словам В. Г. Белинского,  «смирдинский» период, совпадающий с «золотым веком» русской литературы. 
     Уроженец Москвы Александр Филиппович, в 1812 г. оказавшись в Петербурге, сблизился с окружением И.А. Крылова и стал правой рукой книгоиздателя В.А. Плавильщикова, после смерти которого наследовал его дело и его долги. За короткий срок Смирдин превратил убыточное предприятие в прибыльное дело. Александр Филиппович стал реформатором книгоиздательского дела, впервые начал платить гонорар авторам, таким образом, стал родоначальником профессии литератора. Он издавал огромными, по тем временам, тиражами книги Пушкина, Крылова, Булгарина. Особо выделяя творчество Александра Сергеевича, Смирдин платил за пушкинскую строфу по 10 рублей серебром. Это небывалые для того времени деньги.
    Смирдин вывел книжную торговлю на новый европейский уровень. Он приобрел роскошное двухэтажное помещение для своей лавки на Невском проспекте. Книжные шкафы в ней были из красного дерева, а на втором этаже размещалась знаменитая библиотека Смирдина, которая насчитывала около 18 тыс. наименований. Книги выдавались за небольшую плату, и это было новаторством. На банкете по случаю новоселья книжной лавки присутствовал весь литературный цвет Петербурга, начиная с Крылова, Пушкина, Гоголя, заканчивая Булгариным и многочисленными литераторами, писавшими заметки в журналы и газеты.
       Н.А. Павлов на автолитографии показывает интерьеры книжной лавки-салона. За спиной Смирдина шкафы с аккуратно расставленными томами, обилие книг указывает на его роль просветителя. Стол, на первый взгляд, разделяющий собеседников, на самом деле объединяет их, ведь разговор у героев литографии, наверняка, о книгах, о новых изданиях, которые они держат в руках раскрытыми. На втором плане служащие лавки: приказчик и мальчик, олицетворяющие народ, из которого вышел книгоиздатель. Помощники Смирдина – не безучастные свидетели, а заинтересованные слушатели, внимательно следящие за разговором хозяина и поэта. Таким образом, художник подчеркивает природный ум, смекалку и жажду знаний простых людей.
      Тема литографии из конкретного исторического контекста ХIХ века перешла на новый обобщающий уровень, определяющий значение Пушкина в формировании культурного самосознания народа.

М.Л. Круглова. 

 


Назад