Музей К.А. Федина > Пресса > С Чеховым на остров Сахалин (Татьяна Райс)

С Чеховым на остров Сахалин (Татьяна Райс)

15 октября в гостиной музея К.А. Федина состоялась творческая встреча с саратовской поэтессой, доктором филологических наук, доцентом кафедры истории культуры и искусства Саратовского социально-экономического университета Светланой Кековой. Светлана Васильевна рассказывала о своей поездке на Международный поэтический фестиваль «Берега», который недавно прошел во Владивостоке.

И, конечно, читала свои новые стихи.

Поэт

Получилось так, что четыре года назад я познакомилась с замечательным поэтом, к сожалению, уже покойным, – Анатолием Кубенковым. Это человек, тесными узами связанный с Сибирью. И однажды он мне сказал: «Ты знаешь, Света, мне хочется, чтобы ты побывала на разных наших фестивалях». Разговор этот был в июле, а в сентябре Анатолий скоропостижно скончался от инфаркта. И я подумала, что все эти планы не сбудутся. Но так оказалось, что знакомство продолжилось, потому что я узнала целый круг людей, для которых Толя был очень близким другом – и поэтически, и человечески. Это поэты, которые живут во Владивостоке. Прежде всего, это замечательный издатель и организатор дальневосточного фестиваля «Берега» Александр Колесов. Так оказалось, что в прошлом году я должна была поехать во Владивосток, но фестиваль не проводили из-за кризиса. А в этом году вышел юбилейный, 10-й номер альманаха «Рубеж», и был проведен Второй Международный Дальневосточный фестиваль «Берега». Удивительно именно то, что я попала и на Сахалин тоже. В этом году чеховские дни на Сахалине очень широко отмечались. Была большая Международная конференция. И участники фестиваля «Берега» стали неким литературным и поэтическим десантом.

Рубеж

Издательство Николая Колесова, которое выпускает альманах «Рубеж», вызывает восхищение и уважение, потому что за то время, пока оно существует, издано огромное количество совершенно замечательных книг. Можно сказать, уникальных. Одной из задач альманаха «Рубеж» является сбор информации о русской эмиграции в городе Харбине. О наших писателях, поэтах, географах, уехавших после революции и гражданской войны. Потому что большая часть того, что нам известно, замечательная эмигрантская поэзия и проза – это, в основном, эмиграция, которая шла в Европу. О Берлине, о Париже, как центрах русской эмиграции, мы знаем. Но очень мало знаем о Китае. Александр Колесов занимается тем, что вот этот материк русской эмиграции, центром которой был город Харбин, он открывает нам, поднимает как некую Атлантиду.

Но не только об этом рассказывает «Рубеж», он дает нам возможность увидеть и прочитать лучшие произведения современной литературы. Это и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, публицистика и краеведение. Исключительно богатый по своему составу, звучащий полифонически альманах, который, к сожалению, пока не доступен широкому читателю.

Созвучие

Буквально вчера я получила из Владивостока письмо от замечательного критика Александра Лобычева. Он один из самых лучших современных критиков. Александр прислал мне письмо, в котором было вложение, статья о творчестве Владивостокской художницы Софьи Кузьминой. Я начала читать эту статью, и вот что удивительно: написана она уже несколько лет назад, и оказалось, что Лобычев уже тогда комментировал работы Софьи моими стихами. Для пространства Владивостока я уже существовала в качестве автора, который своеобразным образом рифмовался с живописью этой художницы. С точки зрения Лобычева, Дальневосточный регион и в живописи и в поэзии имеет свои особенности. И он считает, что то, чем я занимаюсь в поэзии, та территория, которую я занимаю, – это то, что связывает Саратов с Дальним Востоком.

Совпадение

Самолеты, на которых мы летели во Владивосток и обратно, носили имена. Когда мы летели туда, наш самолет назывался «Антон Чехов». А когда улетали из Владивостока, командир корабля нам сказал: «Мы приветствуем вас на борту самолета «Борис Пастернак»». И вся наша дружная команда ахнула, потому что последнее стихотворение, которое читали на закрытии фестиваля, – это был голос Пастернака, который читал стихотворение «Летчик».


О самом фестивале Светлана Васильевна почти ничего не рассказала, кроме того, что программа была очень насыщенной и случилось много интересных знакомств. Наверное, как раз об этих знакомствах, о творчестве поэтов других городов и весей России она и будет рассказывать нам регулярно на поэтическом семинаре клуба «Сирин», новость о возобновлении которого в стенах музея Федина была приятным дополнением к вечеру. О том, какой формат приобретет возрожденный клуб, Светлана Кекова рассказала газете «Богатей».

Корр.: Светлана Васильевна, поэтический семинар уже когда-то существовал в Саратове. Я помню, мы читали каждый свои стихи, обсуждали, Вы давали рекомендации. Как это будет происходить теперь?

С. Кекова: Мы хотим каждый месяц собираться – не только те, кто пишет стихи, но и те, кого просто интересует поэзия. Чтобы это было мероприятие еще и просветительского плана, чтобы мы узнавали о современных поэтах. Их много, замечательных поэтов, но их не знают. Не знают даже филологи. Конечно, хочется, чтобы люди и свои стихи читали, но и чтобы они узнавали еще о творчестве тех же поэтов Владивостока, Новосибирска, Екатеринбурга, Хайфы, Киева и так далее. И столичных поэтов, впрочем, тоже не знают.

Корр.: На прошлом творческом вечере Алексей Слаповский сказал, что мало осталось «квалифицированных читателей». А как считаете Вы?

С. Кекова: Трудно, конечно, судить, но их всегда не было много, наверное. Хотя то, что сейчас вакуум культурный есть, – это безусловно. Я просто сравниваю, например, студенческую аудиторию, скажем, в 80-е годы, когда стоило назвать только имя, и любой мог прочитать четыре-пять стихотворений. Любой. А сейчас и имени не знают, и ни одного стихотворения. Это кое о чем говорит.

Корр.: Светлана Васильевна, как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы «квалификация» читателя улучшилась?
 

С. Кекова: Должна быть культурная политика другая. В воздухе нет литературы. Нет передач на радио, нет передач на телевидении, нет газет. Все на периферию задвинули. Раньше слово поэтическое постоянно звучало. Если бы это опять возобновили, то очень быстро, как на дрожжах, все стало бы расти. Я, повторюсь, по своим студентам сужу, которые сегодня пришли. Почему? Потому что я с ними работаю не первый месяц. Я им все время читаю стихи, и у них возник интерес. И они приходят, и им нравится. Значит, это возможно.

 

Татьяна Райс

http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=21&article=20102010222536


Назад