Музей К.А. Федина > Пресса > Ирина Крайнова «Нансен спасал саратовских детей»

Ирина Крайнова «Нансен спасал саратовских детей»

Наш  Фединский музей в честь Года кино  присоединил к интересным литературным вечерам еще и «киношные».

Состоялась   творческая встреча с Юрием Чибряковым, режиссером-кинодокументалистом, сценаристом. Коренной саратовец, он окончил сценарный факультет ВГИКа, был редактором Новосибирской студии кинохроники, старшим редактором Нижне-Волжской студии кинохроники. Работал как сценарист и режиссер с другими киностудиями. Автор сценария трех полнометражных картин. За сценарий художественного фильма «Стоянка три часа» – премия Всесоюзного конкурса. «Приз Эйзенштейна» – за лучший сценарий полнометражного художественного фильма «Ангел в аду». 

Пресс-релиз сообщил, что Юрию Александровичу везло на встречи со знаменитостями. Он был знаком с  Тарковским и Шукшиным по ВГИКу, хорошо знал Бориса Андроникашвили, сына известного писателя Бориса Пильняка, встречался с Пикассо и даже был у него в гостях, жил в соседнем дворе с художником Николаем Гущиным.

Чибрякову более 80-ти лет, и в это невозможно поверить: стройный, элегантный, весь какой-то тихий, но исполненный внутреннего достоинства. А какой он чудесный рассказчик! Мы не только посмотрели два фильма по сценарию автора, но услышали его интересные рассказы. Как он открывал для себя Василия Ключевского, выдающегося историка начала прошлого века, каким удивительным юмором обладал тот, какие замечательные афоризмы писал помимо истории государства Российского.
После первого фильма, про который Татьяна Зорина сказала, что  только этот сценарист может родить текст буквально из ничего,  показали знаменитый фильм про Нансена. Здесь герой вечера – и режиссер, и читающий текст. Потому что на снимке,  который мы видим в его начале, маленькая стриженая девочка – мама Юрия Александровича. И  не  продкомиссия из района, а знаменитый полярник спас ее от голодной смерти, прикрепив, как многих обессилевших  от голода детей, к бесплатным обедам. К лету 1922 г. Нансеновская организация корми­ла 1,5 млн. детей и взрослых. В Саратовской губернии организации Нансена были в Вольском, Камышинском уездах и Немкоммуне. Остальные территории обслуживались совместно. В каждом уезде находился склад, распределяющий продукты по во­лостям, где затем их распределяли уже местные волисполкомы. Фильм потрясает своей простотой и абсолютной достоверностью...

Поведал нам Юрий Александрович и о том, как, обнаружив в Саратовском музее  фото «ненастоящего» Нансена ( какого-то маленького толстячка вместо двухметрового красавца), он отправился в посольства Норвегии за  «хорошим» снимком. А там оказался автопортрет, когда-то подаренный  полярником нашей Коллонтай и ею Норвегии возвращенный. История  вокруг фильмов  не менее увлекательна, чем сами киносюжеты.

Ирина Крайнова


Назад