Музей К.А. Федина > Пресса > «ТЕ, С КОТОРЫМИ ОНА…» Ирина Крайнова

«ТЕ, С КОТОРЫМИ ОНА…» Ирина Крайнова

Она живет в театре и театром. Уже немало лет. Знает его историю хорошо, как никто, видит изнутри его будни, его людей, его суету, их маленькие неудачи и победы, удивительные взлеты и поражения, что неизбежно, если театр живой организм, как наш. «ДРАМАСАРАТОВ» – так, на компьютерный лад, любовно назвала свою книгу завлит Саратовской драмы, режиссер, театральный критик Ольга Харитонова. Презентация ее прошла в литературном Фединском музее. Ольга в городе театральный критик номер один. Это даже не обсуждается. Но мне  не нравится слово критик. Критик подразумевает критику, разбор, а Ольга… читает актерскую (режиссерскую) душу, как открытую книгу, любит эту душу, восхищается ею и в неудачах, пишет не интервью, не очерки – пишет жизнь человеческого духа, к которой так призывал актеров Константин Сергеич. Она удивительно ставит рядом слова – просто, без украшательства и пышной пустоты эпитетов, и вместе с тем  – образно, энергетично, умно чрезвычайно. Татьяна Зорина на презентации сказала, что ее очерки о театре, режиссерах, актерах, интервью с ними – это уже высшая журналистика. По Олиной книге можно заниматься как по учебнику. Согласна. Но все-таки, местами, это настоящая литература. Когда-то, почти век назад, с такой остротой наблюдения, глубиной анализа  и метафоричностью слога  в русскую словесность вошла плеяда блестящих литераторов.

Жгучей болью отозвался во мне  очерк «Рукописи  не горят. Сгорают люди» о Николае Маковском. Хорошо помню этого сильного актера. «В тот день Коля научил меня одной важной вещи: чтобы узнать до неузнаваемости изменившегося человека, нужно посмотреть ему прямо в глаза. Некоторое время я  не могла понять, почему он мне так обрадовался. Мы стояли, стесняясь друг друга и  улыбаясь друг другу, заполняя возникшую паузу чередой спасительных междометий… Догадавшись, наконец, я  протянула деньги. Он забормотал слова благодарности, обещания вернуть долг и заспешил прочь. Нужно было сделать усилие, чтобы, простившись, не обернуться. А потом еще усилие – чтобы забыть выражение Колиных глаз. Не обернуться удалось. Забыть  не получилось».

Очерк читала автор. Актеры прочли два других. О светлом Князе саратовского театрального мира Александре Галко – Татьяна Родионова, талантливая его ученица. Все  театральные  люди оплакивали безвременный уход Александра Григорьевича,  и строгие  слова Ольги о нем, усиленные актерской подачей, поразили бесспорной точностью, даже – утешили, насколько тут можно утешить. «Притяжение его личности, творческое и человеческое влияние на вещество театрального существования в городе только увеличиваются. Всем своим безупречным  видом  и вкусом, поступками, привычками, поведением и повадками Александр Галко словно бы свидетельствует:  актерская профессия  совершенно не чужда интеллекту и аристократизму, воспитанию и  образованности…» Думаю, для всех, кто помнит Галко – а мы, зрители, коллеги, ученики, помним! – теперь необходимо «вещество театрального существования» самой  высокой пробы. И так будет еще  долго. Как он хотел.
Совсем в другом  настроении подан очерк о маленькой и нежной Людмиле Гришиной. Назван он уютно и тепло, как тепла сама героиня: «Буря мглою и баюшки-баю». Очерк читал актер Юрий Кудинов.

В книге, изданной некоммерческим благотворительным фондом Олега Табакова, два предисловия – самого Олега Павловича и драматурга Алексея Слаповского. Последнее заканчивается словами о безумных, свободных и счастливых людях. «Книга – о них. И написана одной из них. Читаешь и завидуешь их безумию и счастью…» Завидуем! Театр стоит жизни, особенно такой театр.

Книга «ДРАМАСАРАТОВ» вместила жизнь театра за два десятилетия: десятки имен актеров и постановщиков, где бьется   его живой  пульс, «забирает» сразу. Не успела прочесть всё и встала на рассвете, чтобы прочесть хотя бы половину. Хорошо, что встреча с героями Ольгиной книги, как будто добрыми знакомыми, и все же – людьми отдельными, из другого теста – для   меня еще  не окончена. Изысканное оформление и полиграфия (тонкая Ольга Герр – тоже героиня книги, «АРМК Софит»), снимки  наших фотомастеров, благородный зеленый цвет обложки – просто какое-то роскошество для книжных гурманов... Она  «не признает красивости и не призывает пустые надежды …. Когда нам  здесь, на земле  не станет хватать света далеких звезд, непременно найдется человек, который возьмет в крепкие ладони два фонаря, раскинет руки, соединяя небо и землю, и мы увидим сложенное его невероятным усилием созвездие Большой Медведицы». Ольга сложила для нас книгу.  Мы увидим  Большую Медведицу. А если будем  предельно внимательны, то еще и Алькор, и... кто его знает.                                                                                                                       

Ирина Крайнова


Назад