Музей К.А. Федина > Музей > История музея

История музея

Константин Александрович Федин прожил долгую человеческую и творческую жизнь. Он был наделен многими талантами, но выбрал умение живописать Словом и слышать его музыку. Литературному поприщу было отдано более полувека жизни. За свой вклад в литературу он был удостоен многих высоких званий и наград. 15 июля 1977 года окончился земной путь писателя, но его книги продолжают жить.

14 октября 1977 г. постановлением Совета Министров СССР «Об увековечении памяти Героя Социалистического Труда, писателя и общественного деятеля, академика К.А. Федина» было принято решение осуществить целый ряд  мероприятий, среди которых значилось создание музея на родине выдающегося мастера русской прозы. Приказом Министерства культуры РСФСР от 21.04.1978 г. № 190 был учрежден Государственный музей К.А. Федина.

Изначально предполагалось, что музей будет филиалом Саратовского областного музея краеведения. Поэтому решением Исполкома Саратовского городского Совета народных депутатов было предписано передать областному музею краеведения здание по улице Н.Г. Чернышевского, 154, являющееся памятником архитектуры XVIII века, чтобы «после проведения ремонтно-реставрационных работ разместить в этом здании литературно-мемориальный музей К.А. Федина». Выбор был сделан не случайно. Здесь в свое время располагалось Сретенское начальное мужское училище, в котором маленький Костя Федин проучился два года – с 1899 по 1901 год. Сорок лет спустя, в 1939 году, будучи известным писателем, Федин приехал в Саратов и зашел в знакомый двор. Об этом посещении своей первой школы он написал рассказ «Встреча с прошлым», в котором дал очень точное описание здания училища: «Обернувшись, я увидел старинные окна школьного коридора, необыкновенные по форме – полуовальные, с частым переплетом рам, в виде трапеций. Мне захотелось посмотреть коридор, и, когда я открыл дверь, даже воздух показался мне ничуть не изменившимся с давних пор моего детства».  Федин не знал тогда, что в этот момент судьба подарила ему не только «встречу с прошлым», но и с будущим. Пройдет еще сорок лет, и этот дом станет не только Домом Федина, но и Домом русской литературы ХХ века.

В начале 1979 года музей был переведен из статуса филиала в самостоятельное учреждение, его первым директором был назначен Е.О. Кульжонков. Ефим Осипович имел огромный опыт партийной и советской работы. Организация музея была для него делом совершенно новым. Ему приходилось решать не только хозяйственные и финансовые проблемы, кадровые вопросы, но и вникать в специфику научной и фондовой работы. На его долю выпала драматическая миссия отстаивания помещения бывшего училища, так как местными властями было принято решение снести мемориальный дом и построить новое современное здание для музея. Но необходимо было, во что бы то ни стало, сохранить памятник архитектуры и продолжить реставрацию, так как главная ценность состояла именно в его подлинности. Огромными усилиями научной и культурной общественности города, семьи Федина, научных сотрудников музея и проектировщиков это удалось сделать. Большую роль и в отстаивании здания, и в создании музея сыграл Е.Н. Курганов – начальник Саратовского областного управления культуры. Он не просто курировал всю работу по ремонту и реставрации, но вникал во все мелочи и особенности создания экспозиции, еженедельно проводил планерки на строительной площадке. Создание нового музея находилось под постоянным контролем и Саратовского обкома КПСС и лично первого секретаря В.К. Гусева. Невероятные сроки, в которые надо было сделать музей, могли быть выдержаны только при непосредственном вмешательстве властей всех уровней. К сожалению, Е.О. Кульжонков скоропостижно скончался 1 января 1981 года. Весной того же года музей возглавила Светлана Николаевна Казакова.

 Параллельно в Москве была начата работа по подготовке концепции экспозиции будущего музея, формированию его фондов, разработке художественного проекта. Работы вел Государственный Литературный музей (Москва) под руководством директора Н.В. Шахаловой. Авторами тематико-экспозиционного плана были Е.Д. Михайлова, заведующая научно-методическим отделом ГЛМ, и старший научный сотрудник Н.А. Виноградова. Они не только разрабатывали концепцию, но и очень тесно сотрудничали с дочерью Федина Ниной Константиновной, вместе с ней отбирали материалы из архива писателя. Не остались в стороне и земляки. Приходили горожане, предлагали дореволюционные газеты и журналы, мебель, книги, предметы конца XIX – начала ХХ века. Большая коллекция предметов, относящихся к семье Федина, была передана его племянником Г.В. Рассохиным, одним из первых сотрудников музея. Документы этого собрания содержат сведения о саратовских годах жизни писателя, о его родителях, любимой сестре Александре. Он не только пополнял фонды музея редкими экспонатами, но и активно выступал с интереснейшими воспоминаниями о семье Фединых, о старом Саратове, о своих встречах с Константином Александровичем. Многие годы тесно сотрудничала с музеем и его дочь – Р.Г. Рассохина.

Бесценными письмами писателя поделился с музеем профессор П.А. Бугаенко – автор многих книг о Федине. Он стал главным научным консультантом музея, первым председателем Ученого совета, непременным участником и организатором многих событий музейной жизни.

Интересные экспонаты передали в фонды саратовские писатели, с которыми Федина связывали узы дружбы, – Г.Ф. Боровиков и Е.М. Рязанова. Большой вклад внесла директор НБ СГУ В.А. Артисевич. Ценную коллекцию открыток старого Саратова и фотографий Федина, а также фильм о нем передал известный саратовский фотограф и краевед Б.Л. Петров, письма Федина и свои рисунки подарил художник Б.А. Протоклитов. Фединскую переписку с разными адресатами передали журналист Р.Г. Озерная, искусствовед Е.И. Водонос. На протяжении многих лет фонды музея пополнялись благодаря известным саратовским коллекционерам Л.Г. Горелику, А.И. Катцу, Н.А. Иванову, В.И. Чистову, В.П. Бедрицкому, В.Н. Семенову, С.К. Немцу, В.М. Цыбину, Ю.А. Сафронову и многим другим.

Открытие музея состоялось 27 июня 1981 года. В Саратов приехали известные советские литераторы, работники министерства культуры РСФСР. Главным гостем была, конечно же, Н.К. Федина. На торжественном мероприятии также присутствовали представители саратовской писательской, культурной и научной общественности. Во дворе музея состоялся небольшой митинг, а затем дочь писателя и первый секретарь обкома КПСС В.К. Гусев перерезали красную ленточку и открыли экспозицию, располагавшуюся на двух этажах в 11 залах, и всеобъемлюще показывающую жизненный и творческий путь К.А. Федина. Так началась жизнь музея…

Создание первой экспозиции «Жизнь и творчество К.А. Федина» стало настоящей школой для молодых и еще неопытных музейных сотрудников, которые учились у коллег из Государственного Литературного музея.

Она успешно просуществовала десять лет. Но в конце 1980-х годов встала серьезная проблема необходимости реэкспозиции в силу целого ряда причин. Уникальность первой экспозиции состояла в том, что почти 90% выставленных экспонатов были подлинными, но одновременно это обстоятельство и делало ее очень уязвимой с точки зрения сохранности мемориев. Кроме того, в связи с лавинообразным ростом фондовых коллекций необходимо было найти место для их хранения. Выход был только один – сокращение экспозиционных площадей. А это означало, что экспозицию надо было всю делать заново, переосмыслив полностью ее концепцию с учетом реалий современности. Фонды музея за это время пополнились редкими материалами, представляющими ранее запрещенную литературу. Требовалось найти неординарное концептуальное и художественное решение, обусловленное не только новыми поступлениями, но и новым взглядом на весь литературный процесс XX века.

В 1990 году старую экспозицию демонтировали и создали большую стационарную выставку к 400-летию Саратова «Федин и Саратов», а часть залов передали под хранение фондовых коллекций.

В июне 1991 года в музей назначили нового директора. Им стала Ирина Владимировна Ткачева, работавшая здесь с первого года основания музея. А в августе рухнул Советский Союз, началась другая жизнь, к власти пришли новые люди. В этой ситуации главным было – сохранить музей, коллектив и продолжать работу в предлагаемых обстоятельствах. Это удалось сделать, и более того – в середине 90-х годов, в условиях почти полного отсутствия госфинансирования, в музее был открыт филиал – музей Л.А. Кассиля в г. Энгельсе. Работа по его созданию началась еще в конце 1980-х годов. А 9 ноября 1995 года экспозиция приняла первых посетителей. Это событие стало возможным благодаря огромной поддержке И.Ф. Кияненко, бывшего тогда министром культуры Саратовской области, и заместителя председателя правительства В.М. Чурикова.

Всё десятилетие трудных 90-х годов коллектив музея работал на различных выставках. Это были крупные стационарные выставки, посвященные различным периодам в истории литературы и созданные на основе собственных фондовых коллекций: «В прекрасном и яростном мире» (литература 1920-х годов); «Непознанный свет» (Серебряный век русской поэзии); «Трудно быть в Союзе писателем…» (Литература 1950–70-х годов) и др. Кроме того, делались монографические выставки, посвященные творчеству выдающихся писателей и поэтов XIX–ХХ веков. Эти выставки стали своеобразной репетицией будущей экспозиции музея. На них оттачивалась концептуальная основа, прорабатывались фондовые материалы, рождались образные ассоциации.

Но постоянно, параллельно с активной разнообразной выставочной деятельностью, шел напряженный поиск решения новой экспозиции. В 2001 году в музее прошел организованный при поддержке Гёте-Института российско-немецкий семинар «Концепция музея ХXI века. Инновации и традиции» с участием немецких коллег и представителей литературных музеев России. На нем была выработана и одобрена музейным сообществом научная концепция будущей экспозиции. Основой ее стала идея Дома, раскрывающаяся на различных уровнях. Это и те конкретные дома, где родился, учился, жил К.А. Федин, и те дома, которые символизируют различные периоды в архитектуре и культуре. Это в целом музейное пространство как Дом русской литературы, вобравший в себя истинные духовные ценности нации. Экспозицию так и назвали – «Дом русской литературы ХХ века». В ней была сделана попытка осознать, как в ХХ веке, в эпоху глобальных, подчас катастрофических перемен, разрушения многовековых устоев и ценностей, зарождалась новая литература. Автором идеи была И.В. Ткачева, разработчиками и создателями экспозиции – И.Э. Кабанова, заместитель директора по научной работе, главный хранитель Л.Ю. Коновалова и заведующая отделом экспозиции Т.И. Сыромятникова. Художественную концепцию создала и воплотила группа художников-дизайнеров в составе П.А. Чернышова, С.И. Назарова, Е.К. Мещерякова, Ю.В. и И.Ю. Лаврентьевых.

От возникновения идеи до ее реализации прошло шесть лет. Новая экспозиция разместилась в шести залах верхнего этажа. Анфиладная архитектура позволила выделить две самостоятельных и в то же время перекликающихся зоны: внутренний периметр и внешний. Экспозиция, расположенная по внутреннему периметру, посвящена жизни и творчеству К.А. Федина, по внешнему – общекультурной и литературной ситуации конца XIX – 70-х годов ХХ века. В последнем зале частично воссоздан интерьер рабочего кабинета и гостиной на даче в писательском поселке Переделкине под Москвой, где более 40 лет жил и творил К.А. Федин. Новая  экспозиция  была  открыта  26  апреля  2007  года.  Спустя  четверть  века  после открытия  музея  в церемонии опять принимала участие дочь писателя – Нина Константиновна. На этот раз к ней присоединились его внуки Варвара Александровна Фомина и Константин Александрович Роговин. Вместе с ними ленточку перерезал бывший тогда министром культуры Саратовской области М.А. Брызгалов.

Через год сотрудники представили свою работу самым строгим судьям – коллегам из других литературных музеев страны. В 2008 году на базе музея проводился XXIV Творческий проблемный семинар директоров литературных музеев России им. Н.В. Шахаловой. Экспозиция «Дом русской литературы ХХ века» была очень высоко оценена профессионалами, хотя, конечно, были высказаны и замечания. Но в целом участники семинара констатировали, что экспозиции такого уровня и масштаба, посвященной русской литературе ХХ века, в российских музеях нет.

Литературный процесс прошлого века, представленный в музее без цензурных и идеологических купюр, редкие документы, введенные в научный оборот, вызвали к жизни и новый виток в научно-исследовательской работе.

Базисные основы научной работы были заложены еще в период становления музея одним из его организаторов, первым председателем Ученого совета Павлом Андреевичем Бугаенко. Он возглавлял кафедру советской литературы в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, занимался исследованием творчества К.А. Федина и других советских авторов. Он стал инициатором проведения Фединских чтений, которые проходили в музее ежегодно в феврале и приурочивались ко дню рождения писателя. На научные конференции в рамках Фединских чтений приезжали ученые из Москвы, Ленинграда, Тулы, Горького, Самары, Казани и других городов. Доклады и выступления публиковались в сборниках, издаваемых музеем по итогам чтений.

В последнее десятилетие чтения вышли на новый уровень развития, соединив литературоведение и музейные исследования. Ныне их высокий статус определяется участием ведущих ученых Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, внуков К.А. Федина, коллег из Государственного Литературного музея, иностранных исследователей. Фединские чтения стали своеобразным культурным брендом нашего города.

Этому способствовали прочные связи, установившиеся с крупными научными центрами страны, – Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН в Москве и Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) РАН в Санкт-Петербурге. Редкие архивные материалы, подготовленные сотрудниками музея, были опубликованы в книге «Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда 1920–1930-х годов», изданной Пушкинским Домом, в сборнике научных трудов ИМЛИ «Текстологический временник», в двухтомнике переписки Б. Пильняка, подготовленном также в ИМЛИ, и в трудах Саратовского государственного университета.

По итогам Фединских чтений при поддержке Саратовского областного министерства культуры издаются сборники научных материалов. Особую гордость музейщиков составляет изданная в 2008 году в Москве уникальная полувековая переписка К.А. Федина и И.С. Соколова-Микитова, хранящаяся в фондах музея.

В 2009 году был заключен договор о взаимном сотрудничестве между музеем и ИМЛИ РАН. В результате был разработан научно-исследовательский проект «Константин Федин и его современники. Из литературного наследия ХХ века». В рамках проекта, поддержанного  Российским гуманитарным научным фондом, в конце 2016 года в Москве вышел в свет первый том переписки Федина с выдающимися писателями ХХ века, сдана в издательство вторая книга. Обе они включают в себя огромный пласт эпистолярного наследия писателей, хранящегося в фондах музея и в крупнейших архивах России.

С самого начала своей работы музей сразу занял достойное место на культурной карте города. Экспозиция пользовалась большим успехом у многочисленных туристов, посещавших Саратов. Сотрудники проводили огромное количество экскурсий, читали лекции в городе и области, выезжали с передвижными выставками в сельские районы, устраивали литературно-музыкальные вечера. Ярким явлением в культурной жизни Саратова стало открытие Литературного кафе «Собеседник» в 1984 году. Это произошло по инициативе тогдашнего директора Светланы Николаевны Казаковой – человека неуемной творческой энергии, блистательного знатока поэзии и литературы в целом. В течение нескольких лет в кафе напротив музея проводились еженедельно литературные вечера с участием интересных собеседников из различных сфер деятельности. Особой популярностью пользовались дискуссии о литературных новинках, обсуждались произведения «возвращенной литературы», проводились вечера по творчеству А.А. Галича, В.С. Высоцкого, А.А. Вознесенского, И.А. Бродского, классиков русской литературы. Неизменный интерес вызывали краеведческие темы.

Но время шло, появлялись другие запросы. Однако идея общения с интересными собеседниками не утратила своей актуальности. Поэтому после закрытия кафе вечера и творческие встречи стали продолжаться в самом музее. В Литературной гостиной за эти годы побывало множество писателей, поэтов, ученых, артистов. Конечно, самые желанные и дорогие гости в музее – это дочь и  внуки К.А. Федина. Не раз перед зрителями выступала С.Л. Собинова, вдова Л.А. Кассиля, передавшая архив писателя  в филиал музея.

Особый интерес всегда вызывали творческие вечера с известными писателями: В.С. Маканиным, Ф.А. Искандером, Ю.М. Кублановским, А.И. Слаповским, С.С. Лесневским, А.А. Андреевой, А.К. Симоновым, К.В. Шиловым, М.Н. Алексеевым и другими авторами. Незабываемой была встреча с семьей М.А. Шолохова. На протяжении многих лет с замечательными литературными программами выступает в музее известный поэт С.В. Кекова.

Сегодня активно используются новые технологии в общении с посетителями. Несколько лет подряд музей успешно участвует в международной акции «Ночь музеев», которая готовится с большой выдумкой и фантазией.

Сейчас основная аудитория музейных мероприятий – это дети. Для них, кроме  привычных экскурсий, лекций, музейных занятий, придумали мультимедийные игры, которые позволяют ребятам не только узнать новое, но и продемонстрировать свои знания в области литературы. Сотрудники музея разрабатывают абонементные циклы занятий со школьниками разных возрастных категорий, чтобы не прерывалась «времен связующая нить», чтобы поход в музей стал необходимым событием. Музейщики стараются воспитывать своего посетителя, чтобы сегодняшние дети в дальнейшем привели сюда своих детей…

Государственный музей К.А. Федина очень востребован. Он давно и прочно занял свою нишу на культурной карте страны. Музей является членом Союза музеев России, Международного комитета музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, Ассоциации литературных музеев России. Ныне под руководством директора Н.Ю. Щелкановой коллектив музея успешно решает новые задачи, которые ставит перед ним Время.