Музей К.А. Федина > Новости > Архив > Круглый стол на тему «Зигмунд Фрейд и его влияние на русскую литературу и культуру первой трети ХХ века»

Круглый стол на тему «Зигмунд Фрейд и его влияние на русскую литературу и культуру первой трети ХХ века»

 

27 октября в 17:00 в Государственном музее К.А. Федина состоялся круглый стол на тему: «Зигмунд Фрейд и его влияние на русскую литературу и культуру первой трети ХХ века», посвященный 160-летию со дня рождения З. Фрейда.

Открыла круглый стол Елена Артуровна Мазанова, заместитель директора музея. Она обозначила круг вопросов, которые предполагалось обсудить на круглом столе: эпоха Серебряного века как период фундаментальных культурных и метафизических открытий в человеческом бытии; значение психоанализа Фрейда как литературоведческой концепции; психоанализ и его соответствие духовной атмосфере эпохи модерна и многие другие.

Далее она передала слово ведущей круглого стола Светлане Михайловне Малкиной, доценту кафедры теоретической и социальной философии философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского. В своем выступлении Светлана Михайловна отметила огромную ценность идей Фрейда для гуманитарных наук. Главное открытие, которое делает психоанализ, – это открытие сферы бессознательного в человеке. Он ставит вопрос о том, что доминирует в человеке – сознательное или бессознательное? Фрейд обращает наше внимание на сферу бессознательного, умение видеть за явными проявлениями скрытые мотивы. У Фрейда это бессознательное сексуализировано. Фрейд обращает внимание на сексуальную жизнь не взрослого человека, а сексуальную жизнь ребенка. Обращение к сфере сексуальности в культуре XX века во многом происходит под влиянием Фрейда. И, прежде всего, в аспекте тех перспектив, которые она открывает в духовном творчестве. Что важно еще у Фрейда, это то, что психика человека не представляет у него единства, наоборот, является ареной борьбы. Все будет развиваться в том направлении, насколько сложится результирующая этих сил. Эти силы он рассматривает по-разному: это Эрос и Танатос, реальность и удовольствие и др. Еще один момент, который открыл направления в области искусства, это проблема толкования сновидений. Фрейд говорит о том, что сфера сновидений обладает смыслом. Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций, который является одним из революционных его находок. Свободным от логического, этического и др. смыслов. Эти вещи как раз начинают работать в разных сферах искусства, когда рассматривается поток образов. За ними есть смысл, но не логический.

Комментарии из зала: сам Фрейд – это одно, а его влияния – это совсем другая вещь. На мой взгляд, метод прямого влияния на литературу – это Алан Милн и его Винни-Пух. Без Фрейда эта книга не была бы написана.

Марина Александровна  Трубецкая, кандидат культурологических наук, отметила, что бессознательное выражается через цвет, форму, линию и т.д. Можно рассмотреть влияние Фрейда через цветовую гамму. Она опиралась на статью «Белый цвет в русской культуре XX века» Н. Злыдневой. Белый цвет – амбивалентный, несет в себе жизнь и смерть. А далее – соотношение белого цвета с черным и красным.

Елизавета Сергеевна Мартынова, главный редактор журнала «Волга-XXI», поэт, для выступления взяла узкую тему: влияние Фрейда на творчество В. Набокова. Набоков, с одной стороны, открыто отвергал Фрейда. Есть множество цитат, его интервью, иронический памфлет: «Я считаю его грубым, средневековым, и не хочу, чтобы пожилой джентльмен из Вены с зонтиком навязывал мне свои сновидения. Я не вижу сны, которые он обсуждает в своих книгах. Я не вижу в своих снах зонтики, или воздушные шары». Но с другой стороны, уже давно обратили внимание, что если Набоков что-то яро отрицает, то это его задело за живое. Виктор Топоров пишет: «Да и вообще, все или почти все сказанное Набоковым “открытым текстомˮ надо, по моему глубокому убеждению, понимать наоборот. Декларируется любовь к Андрею Белому – значит, писателю на него наплевать. С явным презрением пишется о Зигмунде Фрейде – значит, “венская делегацияˮ задела Набокова за живое». Большинство произведений Набокова демонстрирует явное влияние Фрейда. Сам сюжет у него строится на проявлении бессознательного, которое возникает неожиданно. Набоков настолько Фрейда не любил, что даже отрицал, что он знает немецкий язык. А за два года до смерти проговорился, что Фрейда надо читать в оригинале. Набоков считал, что самое главное влияние на человека оказывает искусство. Он отрицал роль сексуальности, сублимации. Но «Ада», «Лолита» появились не без влияния Фрейда.

Яша Геранович Удин, писатель, отметил, что Фрейд снял какие-то покрова. Понятие приличия и понятие стыда – эти два фундаментальных понятия – он снял. Если романтизм в литературе – это влюбленность в женщину, реализм – это определенный спад, реальность, то модернизм – это причуды, изгибы, а постмодернизм – это уже феерия. Больно, где ломается. Вот на сломе стоит Фрейд. Естественно, писатель всегда идет от себя, но те названные вещи Фрейдом, несомненно, повлияли на развитие культуры. Если все наружу, поэзия исчезает. И Фрейд в этом помог. Он все правильно назвал, но есть вещи, которые называть не нужно. Тургенева упрекали, что тургеневских девушек нет. Может, не было, но он написал, и люди стали воспитывать дочерей по Тургеневу.

Михаил Александрович Богатов, доцент кафедры теоретической и социальной философии философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского, рассказал о памятной встрече, когда художники вдохновились Фрейдом. Тристан Тцара, основатель дадаизма, записался на прием, хотел с ним как с коллегой поговорить. Вышел страшно разочарованный. Фрейд был чрезвычайно консервативным человеком, несмотря на то, что им увлекались авангардисты. Фрейд был скучным человеком. Все время бил в одну точку. Но молодец. Осознание нейтрализует бессознательные импульсы. Произведение – это некий конфликт. Если нет конфликтов, искусство умрет. Фрейд сам стал предметом для искусства, а не исследовал искусство. В этом смысле его влияние косвенно, но оно огромно.

Андрей Александрович Карелин, доцент кафедры        консультативной психологии факультета  психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского считает, что Фрейд через тему сновидений и описание механизмов сновидений фактически рассказал нам, как устроено бодрствующее бытие человека. Оно подчиняется тем же закономерностям. Это сгущение, символизация и т.д. Сама концепция толкования сновидений, которая была предложена Фрейдом, она интересна в рамках метапсихологии. Россия, как огромная страна, которая спит, «опухла от сна», никак не проснется. И в ней происходят те процессы, которые описывает Фрейд.

Ульяна Евгеньевна Сказкина, старший научный сотрудник музея К.А. Федина, рассказала о влиянии учения Фрейда на М. Зощенко.

Зощенко был сложной личностью, психопатологической личностью. Со сложной судьбой, которая усилились в период революции и гражданской войны. Его проблемы возникали и в связи со сложной задачей приспособления к постреволюционной действительности. Именно в 1920-е годы он страдает тяжелейшей депрессией. И в эти же годы пишет огромное количество рассказов. Врачи не помогали. И он начинает лечить себя сам. Комната завалена книгами по фрейдизму, магнетизму и прочее. Он пытается проанализировать свои детские страхи. Пишет об этом в книге «Перед восходом солнца», описывает все свои фобии. Он называет эту книгу психотерапевтической. Он спорит с Фрейдом, отталкивается, притягивается. Ему в итоге удается самоисцеление. Но он перестает писать. Получается, что характер – это судьба, а болезненный характер – это болезненная судьба. И получается, что писатель утратил свой дар, излечившись от невроза.

Максим Борисович Буняев,  аспирант  кафедры  теоретической  и  социальной философии философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского, внес существенное дополнение, отметив, что по ходу обсуждения возникло соображение по поводу способов обсуждения Фрейда. Здесь говорилось, что сексуальность у Фрейда не главное. Но мы возвращаемся к двум темам: желание и получение удовольствия и репрессивность. Еще идет параллельно разговор о Марксе и о Ницше. Советская действительность не только фрейдистская, но и марксистская. Чтение через Фрейда является добавочным. Оно всегда вторично, направлено на переоценку. Вот об этом нам не стоит забывать.

Марина Александровна Трубецкая продолжила свое выступление. По ее мнению, сфера непосредственного приложения идей Фрейда – это сфера искусства, прежде всего, пропагандистская. Это плакат, массовая песня. И здесь та же цветовая гамма: черное, белое, красное. Вся символика текстов строится на оппозиции: жизнь-смерть. Реклама тоже играет на оппозиции: либо страх, либо удовольствие.

Елена Артуровна Мазанова подвела итоги работы круглого стола, отметив, что за полтора часа работы круглого стола нет возможности в полном объеме раскрыть заявленную тему. Но многое все-таки удалось. Смысл в том, чтобы после встречи, после самых противоречивых идей и мнений, мы смогли для себя разрешить какие-то вопросы, раздвинуть границы собственного сознания. Вопрос анализа – это всегда вопрос обращения к источнику. А учение Фрейда – это тот чистый источник, из которого мы черпали и продолжаем черпать идеи, смыслы, вдохновения.

Малкина Светлана Михайловна в заключительном слове сказала, что можно по-разному относиться к теории Фрейда, но, во всяком случае, она является частью нашей культуры вне зависимости, знаем мы об этом или нет, понимаем или нет. Важно то, что мы в любом случае уже находимся под влиянием Фрейда.  


Назад