Музей К.А. Федина > Новости > Архив > Состоялся круглый стол «Анна Ахматова в контексте русской и мировой литературы и культуры»

Состоялся круглый стол «Анна Ахматова в контексте русской и мировой литературы и культуры»

6 ноября 2019 года в Государственном музее К.А. Федина на выставке, открывшейся  к 130-летию А.А. Ахматовой, «Бег времени», состоялся круглый стол. Ведущей круглого стола выступила автор концепции выставки, заместитель директора по научной работе Кабанова Ирина Эриковна.

Прежде всего, она с благодарностью отозвалась о молодом художнике выставки Александре Ульяничеве, который сумел воплотить идею ощущения времени как тему постоянных раздумий А.А. Ахматовой, и сообщила присутствующим, что выставка на 95% состоит из материалов, это раритеты, бережно сохранившихся в архиве писателя, а теперь уже и в музее К.А. Федина. А. Ахматову и К. Федина долгие годы связывала тёплая человеческая дружба. Об истории их взаимоотношений в своём выступлении поведала Коновалова Лариса Юрьевна, автор статьи об отношениях Федина и Ахматовой в издании «Федин и современники. Из литературного наследия ХХ века. Кн.1».

Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Федин и Ахматова являлись представителями разных эпох русской литературы и культуры. Их сближал общий круг знакомых – Толстые, Замятины, Щёголевы. Дома, в которых жила А. Ахматова, оказывались близко от квартиры К. Федина на Литейном. По воспоминаниям биографа Ахматовой П. Лукницкого, Анна Андреевна считала, что дважды повлияла на творчество Федина, рассказав ему, как граждан выгоняли рыть окопы («Города и годы») и, по его же просьбе,  сделав описание Васильевского острова («Братья»). А Константин Федин пытался помочь ей опубликовать двухтомник стихов и поддерживал в житейских делах. В дневниках Федина Коновалова Л.Ю. находит и пронзительно-трогательное об Ахматовой: «обреченность её образа, в ней что-то по-детски жалкое» (1929), и в то же время приводит его высказывания об её значимости в литературе: «Анна Ахматова занимает в поэзии место бесспорное, обойти ее в истории русского стиха так же невозможно, как обойти Тютчева,  Блока,  Хлебникова» (1929). В одной из витрин выставки стоит маленький сборник «Корейская поэзия» с дарственной надписью Ахматовой Федину. Этот ценный экспонат предоставлен ЗНБ. Среди выступивших гостей была директор ЗНБ, Е.В. Позднякова, которая представила сведения об истории борьбы Федина за издания двухтомника Ахматовой в 1929 году и про запрет на печатанье.

Ведущая И.Э. Кабанова рассказала о традиции, в которой существует творчество Ахматовой. И в этом же русле было следующее выступление старшего научного сотрудника музея Е.А. Панфиловой об особом отношении Анны Андреевны к Пушкину, которого она считала своим суровым другом и учителем и к которому относилась очень лично. В раннем периоде путь Пушкина был блистателен, он был любим современниками. Но с середины 30-х гг. читатель и критика от него отвернулись. Поэт перерос свою публику. Творческая судьба Ахматовой тоже складывалась по схожему сценарию. Этим объясняется её пристальное обращение к позднему Пушкину («Последняя сказка Пушкина», «Об «Адольфе» Бенджамена Констана», «Каменный гость», «Гибель Пушкина»). Её работы как пушкиниста высоко оценены. Остановившись более детально на исследовании Ахматовой «Каменного гостя», выступающая сделала акцент на том, как много Пушкин вложил в героев самого себя, карая в образе Дон Гуана себя молодого и легкомысленного. Ахматова документально, цитируя письма поэта, доказывает, что и голос загробной ревности Командора звучит как предсказание судьбы Пушкина: «Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее; но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа, – эта мысль для меня – ад» (5.04.1930). Так и «Поэма без героя» Ахматовой – суд Совести над заблуждавшейся молодостью и осмысление великой эпохи, называнной впоследствии Серебряным веком.

Излюбленная тема в поэзии Анны Ахматовой – отражения в зеркалах. Одна из возможностей отражений – портрет. И таких портретов на выставке представлено немало. С темой «Художники, представленные на выставке» выступила старший научный сотрудник музея Л.А. Лаврентьева. Ахматова дружила со многими художниками, её образ многие запечатлели в своих работах. Это А. Модельяни, Н. Альтман, О. Делла-Вос-Кардовская, Ю.Анненков, Е. Лансере, А. Осьмеркин и многие другие. Людмила Александровна поведала о том, какие они оставили воспоминания об Анне Андреевне.

В конце вечера И. Кабанова рассказала о «Поэме без героя», в которой при всей реальности угадывания образов все же силой поэтического гения создан мир полутаинственный, полупризрачный, а тема отражения, зазеркалья, двойников приобретает многослойность, глубину, уводя корнями в символику Серебряного века.

Ирина Эриковна показала присутствующим редкую книгу – подарок, привезённый из музея К. Чуковского, «Звучащий Серебряный век», с прикреплённым диском с редкими записями поэтов, в том числе и Ахматовой.

Заседание круглого стола закончилось аудиозаписью голоса А. Ахматовой. Две строфы стихотворения «Когда в тоске самоубийства…» она читает в записи 1920 года, а остальные строфы – в записи 1961 года.

Публика со вниманием и благодарностью слушала доклады и выступления. После проведения круглого стола посетители с большим интересом  прошли по выставке, осматривая экспонаты и задавая вопросы.

 

 

 


Назад