Музей К.А. Федина > Выставки > Выставки

7 сентября в 16. 00 в музее К.А. Федина состоится открытие выставки 

«ВРУТ ВСЕ: А.П. Чехов в воспоминаниях современников»

из Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственного литературного музея)

 

«В нашей семье только Папаша и Маша говорят правду, а остальные все врут», – такую чеховскую фразу, ставшую импульсом к созданию выставки, припоминала М.П. Чехова, рассказывая о прошлом племяннику С.М. Чехову.

Выставка, организованная впервые в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова» в Москве, а ныне представленная в Государственном музее К.А. Федина в Саратове, дает возможность поговорить о свойствах памяти, о реальном и мифологическом образе знаменитого человека, о фактах и вымыслах в источниках второго ряда – мемуарах. И даже о нас сегодняшних.

Воспоминания – единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны. Огромный комплекс воспоминаний о Чехове таит в себе удивительные противоречия. О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях, ценившие его при жизни или признавшие талант только после его смерти, одновременно влюблённые и завидовавшие…

Для того, чтобы представить многоголосие мемуаристов и их не всегда одинаковые суждения о Чехове, кураторы выставки представили в виде монтажа фрагменты воспоминаний разных лиц относительно чеховской внешности, его манеры одеваться, манеры говорить, манеры поведения и творческого процесса.

Немало представлено рукописных воспоминаний знакомых и близких писателя: «короля московских репортёров» В.А. Гиляровского, поэта и переводчицы Т.Л. Щепкиной-Куперник и многих других.

Художница А.А. Хотяинцева в 1897–1898 годах создала широко известную серию карикатур на Чехова, по сути сформировав альтернативную биографию писателя. При этом реальные события: чтение газеты «L’Aurore» с открытым письмом Эмиля Золя к президенту французской республики по поводу дела Дрейфуса и поездка с историком М.М. Ковалевским в экипаже – также нашли отражение в этой серии рисунков.

https://www.goslitmuz.ru/news/158/7381/