3 зал.
Русская литература 1920-х годов
Экспозиция раскрывает многообразие творческих поисков, которое еще допускалось в послеоктябрьское десятилетие.
Продолжали свой творческий путь писатели старшего поколения – А.Белый, В.Брюсов, М.Кузмин, Б.Пастернак, К.Бальмонт, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, А.Толстой, В.Шишков, И.Шмелев, ворвались в литературу новые имена – М.Булгаков и Ю.Олеша, И.Эренбург и И.Бабель, Б.Пильняк и Л.Сейфуллина.
В яростных дискуссиях и спорах возникали новые литературные группы и объединения: имажинисты (С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Шершеневич), ЛЕФ (В.Маяковский, Н.Асеев, А.Крученых, С.Третьяков), «Перевал» (организованный под руководством А.Воронского и объединивший попутчиков), ЛЦК (И.Сельвинский, К.Зелинский, Э.Багрицкий).
Авангардные течения в русском искусстве 1920-х гг. символически отражает реконструкция легендарной Башни Татлина – невоплощенного проекта памятника III Интернационалу.
Командные позиции в литературе все уверенней занимали объединения пролетарских писателей, среди которых было немало талантливых авторов (А.Серафимович, А.Фадеев, Д.Фурманов, Ф.Гладков, Д.Бедный, Ю.Либединский).
В зале представлены уникальные издания, в том числе сборники «Явь», «Автографы», «Госплан литературы», альманах «Круг», журналы «ЛЕФ», «Жар-птица», «Бич», «Безбожник», «Красная панорама» и др.
Среди раритетов – письма Б.Пастернака и А.Толстого, дарственные надписи К.Федину на книгах В.Ходасевича, Б.Пильняка, В.Шишкова, Ю.Олеши.
Портреты писателей выполнены известными художниками – Л.Бакстом, Ю.Анненковым, Г.Верейским, С.Залшупиным.
Специфику времени передают листовки, ксилографии В.Козлинского и акварели Б.Протоклитова.